Пресс-релиз по итогам деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области в 2008 году

Деятельность Управления в 2008 году была направлена на совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора по приоритетным направлениям, на выполнение национального проекта здравоохранения, совершенствование государственного надзора в области защиты прав потребителей в социально-значимых секторах потребительского рынка, на выполнение планируемых результатов деятельности, заложенных в ведомственных целевых программах.
Проблема обеспечения населения Тверской области доброкачественной питьевой водой относится к числу наиболее социально значимых, поскольку она непосредственно влияет на состояние здоровья населения. Качество водопроводной воды существенно не изменилось. Большинство существующих систем водоснабжения требуют реконструкции и совершенствования технологии водоподготовки.   Высокий удельный вес проб питьевой воды, не отвечающих санитарным нормам, связан в первую очередь с отсутствием необходимого комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок, использования примитивной технологии обработки воды. Высокая изношенность водопроводных сетей также является одной из причин неудовлетворительного качества воды, подаваемой населению.
Для улучшения качества питьевой воды проведено ряд мероприятий:
- с участием Управления Роспотребнадзора разработана и принята и долгосрочная целевая программа Тверской области «Обеспечение населения Тверской области качественной питьевой водой на 2009 – 2015 годы».
- в г. Ржеве ведется строительство водозаборных сооружений (пробурено 10 скважин), на проведение работ по строительству водозабора из бюджетов разного уровня выделено средств на общую сумму 212 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 150 млн. рублей.
Управлением проводится постоянный мониторинг за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов. В 2008 году проведено более 15 тыс. лабораторных исследований пищевых продуктов. Показатели качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья на протяжении 7 лет остаются стабильными. Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составляет не более 3 %, а по микробиологическим показателям - 5%. С 2002 г. в Тверской области не было зарегистрировано ни одного случая пищевых отравлений.
Создание с 2006 года единой системы контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции, поступающей на территорию области привела к снижению поступления на потребительский рынок некачественной алкогольной продукции. Удельный вес алкогольной продукции, от общего количества исследованных проб, не отвечающий по гигиеническим нормативам, снизился с 4, 7% в 2007 году до 3,6% в 2008. Однако, удельный вес проб, импортируемой продукции, не отвечающей гигиеническим нормативам, имеет тенденцию к росту (10,3%). Проведение мероприятий, направленных на предупреждение негативного влияния алкогольной продукции на здоровье населения, остается приоритетным направлением на 2009 год.
Проводится работа по реализации Федерального закона № 271 «О розничных рынках…». Однако здесь имеется рад проблем. До настоящего времени из 66 запланированных рынков не организовано 28. Так называемые «мини-рынки» находятся вне закона, не принято положение о ярмарках. Принятие данного законодательного акта позволит регулировать действия малого и среднего бизнеса по выполнению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и в сфере защиты прав потребителей.
С декабря 2008 г. вступили в силу новые Технические регламенты на молочную и масложировую продукцию. С апреля 2009 года вступают в силу технический регламент на соковую продукцию из овощей и фруктов, с декабря 2009 г. – Технический регламент на табачную продукцию. На 2009 год одним из приоритетных направлений деятельности Управления является контроль за реализацией основных положений данных регламентов.
Одной из важнейших задач также является охрана здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. В течение последних пяти лет определилась многолетняя тенденция к росту общей детской  и подростковой заболеваемости. Питание, не отвечающее потребностям растущего организма, является фактором риска заболеваемости детей болезнями органов пищеварения, эндокринной системы. В области приняты меры по улучшению школьного питания. С целью реализации требований санитарного законодательства предусмотрено выделение средств на бесплатное питание учащихся начальных классов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря совместным действиям Администрации области и Управления охват горячим питанием школьников возрос и составил  в 2008 году 83,4 %, что выше показателя по России. Охват горячим питанием учащихся начальных классов составил - 94,7 %.
В целях обеспечения эффективности отдыха и оздоровления детей  в области разработана «Стратегия летней оздоровительной кампании в Тверской области на 2008-2011 годы». Приняты меры по выделению средств на ремонтно-восстановительные работы в период подготовки лагерей к сезону. Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, увеличился с 45% в 2006 году до 55% в 2008 году, что выше показателя по России 2007 г. (45,4%). В течение последних трех лет в летних оздоровительных учреждениях не было зарегистрировано вспышек инфекционных заболеваний, снизилось число случаев общей и инфекционной заболеваемости в 4 раза.
В области достигнуто и сохраняется в течение ряда лет эпидемиологическое благополучие по полиомиелиту, кори, коклюшу, дифтерии и столбняку, в Национальный календарь профилактических прививок включена вакцинация против гриппа.
В 2008 году общая эпидемическая ситуация по инфекционным и паразитарным болезням в области оставалась стабильной: было зарегистрировано 345,9 тысяч случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, из которых 91% составили больные гриппом и ОРВИ. В сравнении с 2007 годом общая инфекционная заболеваемость без гриппа и ОРВИ снизилась на 14 %, а среди детей до 17 лет  на 7%. Снижение заболеваемости отмечено по 23 нозоформам, отмечена стабилизация по 17 инфекциям.
Важнейшим событием политического и организационного характера за последние 3 года, оказавшим существенное влияние на улучшение здоровья населения, явилась реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части осуществления массовой дополнительной иммунизации населения. Благодаря активному взаимодействию с Администрацией области, главами муниципальных образований, Прокуратурой области, Департаментом здравоохранения, проведенного в рамках реализации дополнительной иммунизации в сфере здравоохранения заболеваемость краснухой с 2006 года снизилась в 39 раз (с 1805 случаев в 2006 году до 46 случаев в 2008 году), заболеваемость гепатитом В в 2,2 раза (с 142 в 2006г. до 64 случаев в 2008г.), а среди детей – в 6 раз, заболеваемость гриппом в 3 раза. А в сумме вирусных инфекций верхних дыхательных путей удельный вес гриппа снизился с 11% в 2003 году до 0,2 % в 2008 году, что обусловлено ежегодным охватом прививками против гриппа групп «риска». В области создана и действует система «холодовой» цепи на всех этапах транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов, что позволило свести к минимуму развитие необычных реакций на введение вакцин и поствакцинальных осложнений.
Одной из задач в области является продолжающаяся проблема распространения ВИЧ-инфекции. Всего с начала регистрации выявлено 5548 ВИЧ инфицированных, в том числе в 2008 году - 398 человек. Несмотря на снижение темпов инфицирования, показатели заболеваемости больных с клиническими проявлениями ВИЧ превышают среднероссийские в 1,6 раза.
 Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу в Тверской области, как и в целом по стране, медленно, но неуклонно ухудшается. С 1991 года показатель заболеваемости вырос в 2,2 раза и имеет стойкую тенденцию к росту.
Управлением Роспотребнадзора по Тверской области активно ведется работа с населением. В 2008 году было рассмотрено 5399 обращений граждан, из них письменных – 1781 и 3618 – устных, поступающих через общественную приемную, сеть Интернет. Все жалобы были в основном обоснованны. Из общего количества рассмотренных жалоб – 83 % составляли жалобы по защите прав потребителей. Наибольший удельный вес в структуре претензий по защите прав по составили жалобы на качество промышленных товаров и продуктов питания (59%), оказание услуг (41%).
Приоритетными направлениями деятельности Управления на 2009 год в области защиты прав потребителей является совершенствование государственного надзора, в сфере предоставления строительных услуг, услуг ЖКХ, связи, финансовых, продажи дистанционным способом.
В стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в области важную роль сыграла реализация областных и целевых программ.
В целом пообласти разработаны и реализуются 89 программ, из них 4 областные, 85 районных. На реализацию программных мероприятий выделено более 50 млн. рублей и все они освоены.
В 2008 году должностными лицами Управления составлено 5397 протоколов, что на 14 % меньше чем в 2007 году. Непосредственно Управлением  вынесено 7984 постановления о штрафах (на сумму 25,2 млн. руб.), что на уровне с 2007 годом. Уменьшение количества вынесенных постановлений о назначении административного наказания произошло за счет сокращения санкций в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, а также граждан.
Основными задачами на 2009 год являются:
1.Реализация ведомственных целевых программ, мониторинг расходования бюджетных средств, выполнение целевых и индикативных показателей, заложенных в ведомственных целевых программах.
2.Обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора по наиболее актуальным направлениям:
-            обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;
-            охрана и укрепление здоровья детей;
-            обеспечение качества безопасности продуктов питания;
-            реализация национального проекта здравоохранения;
-            профилактика, предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, туберкулеза и других социально-значимых заболеваний.
3. Совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей в социально- значимых секторах потребительского рынка: строительство жилья, в предоставление жилищно-коммунальных услуг, медицинские услуги, услуги связи, туристская деятельность.
4. Повышение эффективности деятельности, в рамках предоставленных полномочий по контролю и надзору, по применению административных санкций, взысканию наложенных штрафов, использование всех статей КОАП., работа с судами, с судебными приставами.
5.Совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами, прокуратурой по выявлению и пресечению правонарушений  действующего законодательства.